Как начать писать мощные тексты в тг в блог, если ты не хочешь 30 лет учиться копирайтингу и маркетингу?
Распакованный и готовый к употреблению рецепт для тех, кто не готов читать 100 книг и слушать 50 лекций
И даже для тех, у кого по русскому двойка. Или тройка? Без разницы. Если сможешь прочитать всё, что ниже — начнёшь писать лучше уже завтра, ну максимум — послезавтра
Телега — самая чёткая площадка для блогинга: быстро, удобно, бесплатно, честно, максимум вовлечения. Но это текстовый медиум. Сколько не снимай кружочки и подкастики, самые успешные и прибыльные каналы — текстовые.

Бросьте в меня камень те, кто не фантазировал о своём уютном канале? Ну, чего вы ждёте? Бросайте. Ни одного камня? Я так и знал.

Но чтобы вести канал, чтобы его раскачать и превратить в бизнес — надо писать. А писать — это не так уж и легко. Нет, ну писать-то легко, но вот ХОРОШО писать — сложно. А чтобы канал развивался, чтобы читатели вовлекались и верили в контент — надо писать хорошо.

Но что такое ХОРОШО? И можно ли этому ХОРОШО научиться вот за пару недель? Или за месяц хотя бы?

Да, мы все умные и осознанные люди, и понимаем, что волшебных таблеток, и чтобы хорошо писать — надо как бы этому учиться, и не месяц, а годы, но… Надо ли? И если надо, что сколько? И что конкретно изучать? Надо копирайтинг изучать? Или словарный запас пополнять? А люди говорят, что ещё читать много, а читать-то у меня времени нет, только писать…

Стоп.

Выдыхаем. Я всю жизнь пишу сам и помогаю людям делать это ХОРОШО. Мои тексты продавали кредитки и пиццу, выигрывали выборы, убеждали людей приходить на ивенты, формировать музыкальный вкус и создавать свои блоги.

Так что давай я сразу конкретно отвечу на главные вопросы:

— Надо ли тратить кучу лет, чтобы у тебя получился хороший пост? Не надо.

— Надо ли знать грамматику, чтобы твои посты вызывали кайф и эйфорию? Нет.

— Надо ли много читать, чтобы вести крутой блог? Вообще нет.

— Надо ли быть копирайтером, чтобы тексты хорошо вовлекали? Точно нет.

Но как?
ТЕКСТ НЕ БУДЕТ ПРЕЖНИМ, КОГДА ПОЙМЁШЬ ЭТО
Если честно, то я никогда не понимал, зачем учиться писать? Даже не зачем, а КАК? Как выглядит процесс? Если человек знает алфавит и умеет разговаривать — значит, он уже умеет писать. Но люди хотят учиться писать ХОРОШО. А хорошо — это как?

Понятно? Красиво? Смешно? Интересно? Умно? Оригинально? Всё вместе? Да.

Но ведь эти вещи никак не связаны с самим навыком письма. Знаешь, бывают люди, которые в жизни очень веселые, смешные, увлекательные, а в тексте общаются как роботы-бюрократы? Или наоборот: в жизни — душнила, а в блог зайдёшь — там метафора на метафоре, огромные полотна текста.

В первом случае человек меняется, потому что ему тяжело даётся текст — страшно даже пытаться писать красиво, ведь всё равно не получится. А во втором — наоборот, текст даётся легко, а вот общение в жизни — страшно.

И, поверь, даже если будешь учиться 30 лет копирайтингу — ничего не изменится. Количество прочитанных книг тоже ничего не решает.

Блог — это другое.

Создание текста — творческий акт, а это всегда про собственную уязвимость. Ведение блога — это бесконечное создание текстов. Поэтому страшнее в десятки раз. В блоге мы всегда хотим сделать максимально круто, оставляем в творчестве частику себя, но боимся осуждения и отсутствия реакций, поэтому часто либо специально не стараемся, либо стараемся слишком сильно.

Человек, который боится собак, либо будет бояться их так, что будет обходить стороной за километр (это я), либо будет вести себя слишком уверенно, чтобы их отпугнуть. Но самый лучший вариант — это когда ты даже не замечаешь собак вокруг, а спокойно идешь туда, куда тебе надо.

То же самое и с текстом.

Хороший же текст — это когда мы в меру переживаем, что у нас не получится, но и в меру уверены, что мы делаем что-то крутое. Это когда соединяются желаемое и действительное, и мы, как авторы, ничего нигде не компенсируем.

Я это к чему?

К тому, что и красиво, и понятно, и смешно, и интересно, и умно, оригинально — это не навык письма, а навык мышления и подход к работе.

Учиться этому долго — не надо. Можно просто слегка поменять подход и всё, что у тебя есть сейчас, уже завтра заиграет новыми красками.

И подход поменяется прямо сейчас, когда ты поймёшь одну вещь.

Текст — лишь форма, в которую облачается мысль, идея, смысл. Текст — следствие проделанной работы и обдуманных мыслей ДО момента его написания.

Поэтому, если начать делать некоторые ритуалы и соблюдать принципы ДО написания текста, сами тексты будут лучше. Всегда.

Учиться ГОДЫ этому ремеслу не надо, просто надо взять ритуалы и принципы ниже — и начать их применять сегодня. Они простые. Главное — реально начать, а не просто прочитать и забыть, как ты делаешь это с остальным контентом в интернете, да?
ГОТОВЫЙ РЕЦЕПТ, РАБОТАЕТ ПРЯМО ИЗ КОРОБКИ
Дальше — инструкция для тех, кто не хочет сидеть на курсах, слушать лекции, получать дополнительное образование в области лингвистики. Поэтому я не буду душить тебя всякими дополнительными сервисами, структурами, искусством заголовка, сторителлингом — это всё появится со временем, если пройдёшь первый этап.

Ниже будут инструменты, которые реально может применять даже без опыта в блогинге.
Даже если ты никогда не писал/не писала — статья тебе поможет сразу и начать, и сделать это хорошо для старта.

Это не волшебная таблетка от всех болезней, но костыль, с которым можно постепенно научиться ходить самостоятельно. Это третье колесо на велосипеде: сначала учишься с ним, а потом уже легко катаешься на двух.
РИТУАЛЫ И ПРИНЦИПЫ ДО НАПИСАНИЯ
1) Спроси себя
Зачем ты пишешь этот текст? В чем его смысл, цель? Ответь себе честно голосовым сообщением в сохраненки. Потом переслушай голосовое, расшифруй его в текст и… У тебя готова первая часть поста.

Нет, не прочитай и утвердительно кивни, а прям спроси себя, запиши войс, переслушай, расшифруй. Ок? И сделай это не один раз, а повторяй регулярно, пока пальцы не научатся превращать мысль из головы в текст напрямую.

2) Что должен читатель почувствовать?
Даже многие копирайтеры тут ошибаются, когда спрашивают, О ЧЁМ должен быть текст. Но не так важно, о чём будет текст. Важнее — ЧТО читатель должен ПОНЯТЬ и ПОЧУВСТВОВАТЬ, когда его прочитает? Текст может быть о чём угодно, но мысль, которую мы им доносим, будет та, которую мы хотим донести. И мы её уже поняли в первом пункте.

Ответ на вопрос «Что должен почувствовать и понять» читатель поможет понять, о чём будет текст, из чего будет состоять и как он закончится. Как к этому прийти, как это выяснить? Ну смотри: садишься и… Начинаешь плотно думать. Записываешь все новые мысли, потом выбираешь главную.

3) Найди парадокс
Парадокс — это штука, которая кажется противоречивой, но если её обдумать и объяснить, то она становится правдой. Поищи такую шутку в своих мыслях, попробуй найти её в тех идеях и историях, которые хочешь донести. И поставь этот парадокс в заголовок. Или в первые предложения поста. Это привлекает и вовлекает.

Пример: я хочу написать пост про мои самые большие достижения в профессии. Окей… Я такой крутой, у меня крутое портфолио, но… Раньше у меня не было портфолио, и я был копирайтером, который не может сам себя продать. Это типа… Сапожник без сапог? Да. Вот и парадокс, добавлю его в заголовок.

4) Не пытаться быть самым оригинальным
Это простая штука: перфекционизм убивает, лучшее — враг хорошего. Вот выше был пример заголовка «Сапожник без сапог». Это оригинально? Не очень. Могу ли я придумать что-то лучше? Сегодня не могу. Устраивает ли меня этот заголовок? Да. Тогда берем и публикуем.

И в целом — никогда нельзя пытаться написать КРУТОЙ пост, надо написать просто нормальный. Такой, на который мы способны вот сегодня.

Написали? Идём дальше
РИТУАЛЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ
5) Редактура
Чем более гениальным кажется автор, тем больше он редактирует. Это тупо база, которую многие читают, понимают, признают, но никто не делает, все ведь занятые, да? Но если собираешься делать деньги на канале, тогда представь, что эти лишние 15-20 минут после каждого поста— инвестиции.

Давай с тобой поступим так: для начала каждый текст должен быть медленно, вдумчиво перечитан от начала до конца минимум три раза. Минимум.

В процессе захочется что-то исправить — правь. Переписать пост полностью — тоже нормально.

6) Украшательство
Умные и красивые слова не смогут сделать текст лучше, но отсылки, метафоры и сравнения и новые, интересные слова — могут слегка украсить твои мысли, принести больше кайфа и тебе как автору, и читателю.

Погугли синонимы глаголов, чтобы заменить «делаю» на «создаю» или «люблю» на «обожаю». И погугли метафоры. Но не перебарщивай.

Пример:
У нас с женой есть одна классная традиция — уезжать в мини-путешествие на пару дней. Вот недавно ездили в Узбекистан, а сейчас, наоборот, приехали в Карелию к друзьям.

Меняем на:
У нас с женой есть милая традиция — сбегать в мини-путешествие на пару дней. Вот недавно ездили в солнечный Узбекистан, а сейчас, наоборот, приехали в снежную Карелию к друзьям.

Поменяли пару слов, но акценты сместились, эмоции у текста стали другими. И это я потратил всего 2 минуты: загуглил синонимы к слову «классная» и «уезжать», а потом посмотрел картинки Узбекистана и Карелии, нашел противопоставление и добавил его для интереса. Если мне прикольно — читателю будет тоже.

7) Забудь про аудиторию, думай про читателя
Слово аудитория портит восприятие, ведь она безликая, бездушная и бесчувственная. Обычно тут рекомендуют представлять друга, и что ты ему рассказываешь свои мысли. А я ещё рекомендую представить этого же друга, которому ТЫ читаешь вслух свой готовый текст. И смотришь ему прямо в глаза.

Это важно, ведь тогда ты точно поймешь, что плохо, а что хорошо, и не сможешь схалтурить перед «аудиторией», которой, в общем-то, на всё насрать, у неё нет чувств и мнения. А у читателя, каждого в отдельности, куча чувств.

8) Корректура
Не нужна. Просто не ставь хотя бы пробелы перед запятой, потому что это триггерит и бесит кучу людей. Остальное — насрать. Какие у тебя тире? Правильно ли расставлены запятые? Да 90% твоих читателей сами не знают, правильно ли. Я их ставлю правильно — и делаю такие правильные тире лишь потому, что это моя работа. Я по-другому не умею, профдеформация.

Если ты хочешь научиться так же — держи бесплатный файлик, на который молятся все редакторы. Сохрани где-нибудь и сверяйся с ним.

Но сам я с удовольствием читаю любые тексты, в которых есть интересные мысли, и никогда не смотрю на грамматику. Да хоть вообще без запятых пиши, будет твоей фишкой. Если ДО текста была проделана работа, которую мы обсуждали выше — всё остальное будет не так важно.

9) Время
Все эти действия заставляют тратить больше времени на текст, чем нам хочется. Но это цена за то, чтобы блог в телеге расцвёл и стал наполняться контентом, который кому-то интересен.

Фишка в том, что даже без всех этих моих рекомендаций, со всеми знаниями, которые у тебя есть прямо сейчас ты можешь делать тексты лучше, если потратишь на них ЧУТЬ больше времени. 30 минут вместо 5, 100 минут вместо 30. Так постов будет меньше по количеству, но они непременно станут мощнее по качеству.
ФИШКИ И ПРИЁМЫ ГОЛЛИВУДСКИХ СЦЕНАРИСТОВ
Выше — ритуалы и принципы работы с текстом без всякой лишней мишуры про годовое обучение новой профессии. Их, сознательно или подсознательно, использует любой автор хорошего телеграм-канала, который ты читаешь.

Копирайтер-новичок, который после обучения сразу создаёт свои курсы, может со мной не согласиться. Возможно, он скажет, что надо обязательно тренироваться писать лид-абзац и работать над структурой текста. Но это нужно только тем, кто собирается зарабатывать услугами написания текстов. Но копирайтер-новичок на то и новичок, он пока не знает, что в будущем его ждёт разочарование во всех этих знаниях. И через пять лет работы он придёт к тому, что я описал выше.

Но есть ещё кое-что, что копирайтерам даже и не снилось. И тебе сейчас попадёт само прямо в руки.

Набор приёмов, которые выводят тексты на новый уровень даже у тех людей, кто не до конца научился использовать базу.

Нет, это не замануха, а реальность. Потому что авторы этих приёмов — сценаристы, самые величайшие манипуляторы. Их тексты превращаются в боевики, которые смотрит весь мир. Масштабы и эффективность их работы не снилась ни одному копирайтеру.

Сценарист — тоже писательская профессия, причем первые читатели их текстов вовсе не зрители, а продюсеры, режиссеры, актеры. Просто представь, насколько текст должен быть крутым, чтобы студия решила потратить на его реализацию $100 млн?

Какие мощные крючки, идеи они туда закладывают, что их тексты потом превращаются в миллирадные блокбастеры, за которые платят люди по всему миру, из разных стран, говорящих на разных языках?

У сценаристов за годы работы в Голливуде накопились фишки, которые ты тоже можешь взять и применить в своём блоге сегодня. Они частично связаны с драматургией, частично — с подходом к тексту в целом.

Что любят люди на самом деле? Хорошие тексты? Да. Но что ещё больше? Хорошие истории.

Хорошая история — это всегда идея + небольшая манипуляция + маленькое преувеличение + правильная расстановка акцентов и контекста.

Некоторые приёмы можно прочитать и сразу же использовать в тексте — открыть уже последний опубликованный пост, нажать «редактировать» и улучшить его. А на следующем сделать всё в два раза лучше.

Некоторые приёмы требуют осмысления, как и любые хорошие, рабочие вещи.

Чтобы изучить конкретно эту тему — я потратил несколько лет. Написал сотни сторисов и рилсов, десятки фильмов и сериалов, перечитал десятки книг — и собрал всё в кучу для тех, кто хочет:

— Использовать фишки голливудских сценаристов у себя в блоге прямо сегодня

— Разогнать вовлечённость в свой канал на максимум

— Сделать личный бренд уникальным в мире, где и так все уникальные

— Понять, как писать продающие тексты без кринжа, без скриптов и шаблонов

— Находить интересные истории даже в самой скучной жизни


Это детальное практическое руководство от действующего сценариста (меня). Без воды, без травы — только сочное мясо, готовое к употреблению.

Состав из двух частей:
1. Файл 16 фишек и приёмов голливудских сценаристов, которые можно прямо сегодня внедрить в свой блог

Да, длинное название, но я решил, что тут нет смысла выдумывать короткие заголовки. Всё говорит само за себя: качаешь файл, сохраняешь себе куда-нибудь в закладки и время от времени перечитываешь.

Я рекомендую брать по 2-3 фишки в день и сразу пробовать в блоге. Через месяц ты свой блог не узнаешь — в хорошем смысле. Это гарантия.

(дизайн я делал сам в Фигме)
2. Видео-уроки, 5 штук

Я тебе гарантирую, что никто тебе ещё так не объяснял эти вещи. Всё с примерами, которые либо я сам, либо кто-то из знакомых реализовал в микро-блоге. Не по старым сценарным книжкам, а на реальной практике в условиях бесконечной конкуренции за внимание в ленте соцсетей.

Видосы — короткие, но глубокие, и в сумме занимают чуть больше 50 минут.
Я сделал его сам, своими руками и мозгами, сам монтировал и оформлял, поэтому делал, очевидно, как для себя.

Поэтому я уверен в том, что предлагаю.

И поэтому же я готов вернуть деньги, если тебе он покажется бесполезным, и если за 2-3 недели применения этих фишек у тебя ничего не поменяется. Или просто не понравится.

Этот фаршированный прикладной мини-курс стоит 4500 ₽. Я ненавижу продающие продажи, но тут мне даже не стыдно использовать вот эти все яркие провокационные фразочки, чтобы его хвалить.

Потому что ожидаемое и действительное — на 100% совпадают.

Индивидуальный предприниматель Старостин Артем Валерьевич
ИНН 191002217434
ОГРНИП 321190000011867
Made on
Tilda